И память сердца  говорит

 

книга памяти

 

 

главнаярайон в годы войныГерои Советского Союзасражениясайт школы

книга памятикартад.Алешинод.Березникид.Буйскоес.Вязовкад.Екатерининскоед.Зайцевод.Ивановскоед.Ключид.Кодочигид.Колчинод.Коржавинод.Кузнецовод.Николаевскоед.Новое Лаптевод.Окуневод.Потаповод.Типайкид.Раменьд.Селезнид.Старые Краид.Царегородцевод.Чащинод.Южное Егоровское

 

 

Оборона Ленинграда и снятие блокады (1941г. - 1944г.)

Осенью 1941 года Ленинград переживал тяжелые дни. Город оказался отрезанным от страны с суши. 872 дня и ночи продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества. Связь с Большой землей можно было поддерживать только по Ладожскому озеру и по воздуху. Ленинградцы вместе с регулярными частями Красной Армии стойко и мужественно защищали город Ленинград. После начались постоянные бомбёжки и артобстрелы. Была подтянута тяжёлая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб 150 тыс. снарядов.
       В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту полной блокады удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую часть жителей (менее 500 тыс.). В городе осталось 2,5 млн. граждан, среди которых 400 тыс. детей. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов. Со страшной неуловимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше.
      Зима 1941 г. выдалась необычно суровой. Отсутствие отопления явилось чудовищным испытанием для жителей. Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику.
       От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек. Однако есть оценки, что на самом деле потери выше – до 850 тыс. человек.
       24 января 1944г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада.  В городе к этому времени осталось в живых 560 тыс. жителей – в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
 

Из книги Николая Алексеевича Листикова "Строки опалённые войной":
   "Единственная дорога жизни к Ленинграду была через Ладожское озеро. Исколесили ее на своих боевых машинах Петухов Артемий Дмитриевич и Беспалов Федор Илларионович.

 5 июля 1941 года в Петергоф /Петродворец/ припыл железнодорожный состав водителей автомобилей, мобилизованных из Горьковской области. Из Тонкинского района вместе со мной было 20 человек. Здесь была сформирована 7-я автотранспортная бригада. Меня и большинство моих земляков-тонкинцев зачислили в 385-й автотранспортный батальон. Когда немцы подошли Ленинграду, часть водителей была направлена на передовую. Они несли патрульную службу и вели борьбу с пожарами в городе Ленинграде. Во второй половине ноября, когда замёрзло Ладожское озеро, большинство из нас направили на «Дорогу жизни». В городе остался только Соловьёв Григорий Илларионович, который на своей полуторке курсировал по городу с похоронной командой. Они подбирали на улицах убитых во время обстрелов и бомбёжек, умерших от голода ленинградцев и отвозили на Пискарёвское кладбище.
   Известно, что «Дорога жизни» через Ладожское озеро сыграла большую роль в Ленинградской битве. По ней проходила эвакуация населения. За первую зиму сумели эвакуировать 514 тысяч ленинградцев, а также много промышленного оборудования. Этими же машинами обратно доставляли в Ленинград продовольствие, боеприпасы и вооружение.
    Водители-тонкинцы Т.А. Сизов, А.Д. Петухов, М.А. Горохов часто совершали по несколько рейсов в сутки. Длина трассы от места погрузки /Кобона/ до места разгрузки /станция Ладожское озеро/ в один конец составляла 45 километров, из них 30 километров озером, под постоянными обстрелами и бомбёжками, через ледяные торосы, полыньи, пробоины во льду, бураны и ветры.

   До открытия «Дороги жизни» пять раз уменьшали норму выдачи хлеба не только горожанам, но и нам - воинам. Если рабочий получал 250 граммов, иждивенец/ребёнок, старик/ - 125 граммов, то нам, водителям, в сутки давали 300 граммов хлеба или 150 граммов сухарей. С первых дней работы ледовой трассы нам уже выдавали по 500 граммов в сутки.
    Защищая Ленинград, погиб мой односельчанин Фёдор Арсеньевич Шишкин, были ранены: двоюродный брат Николай Петрович Листиков, однополчане-водители Ф.И.Беспалов, П.В. Царегородцев, А. И. Неганов и другие."
   Из двадцати водителей-тонкинцев, вернулось с войны восемь. Навсегда остались под Ленинградом Сенин Илья Александрович – с. Вязовка; Белых Михаил Игнатьевич – д.Чащино.

Источники

карта